Советы для родителей
Если вам не нравятся черты вашего ребёнка
Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
Как решить проблему:
- Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
- Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребёнком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими - то своими действиями провоцирует его на эти негативные проявления.
- Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребёнок «упрямый, настырный». Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, не смотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать). Нет ли здесь положительных черт?
- «Обратной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребёнка. Например, дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он всё время что-то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения.
- Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребёнка, осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность ребёнку знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Если вы не уверены в возможностях ребёнка
Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей боле развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребёнка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.
Как решить проблему:
- По возможности понаблюдайте за действиями ребёнка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за деятельностью в целом.
- Вернитесь к вашим первоначальным представлениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребёнка или результат вашей гипертревожности. Помните, что ваше эмоциональное состояние передаётся ребёнку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
- Постарайтесь избавиться от высказываний типа: «У тебя не получится». «Ты не сумеешь».
- Замените их конструктивными фразами: «Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего начнёшь?».
- Если вы видите, что чем-то ребёнок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчёркивая положительные черты характера.