О дисциплине, правилах поведения, родительских требованиях и ограничениях
Дисциплинированность детей воспитывается не какими-то особыми мерами, не беседами о пользе дисциплины (хотя такие беседы бывают полезными), не окриками и приказами.
Весь строй жизни семьи должен приучать ребёнка к порядку, выполнению определённых обязанностей, соблюдению правильного режима, к вырабатыванию умения подчинять свои желания нуждам и интересам других.
Начало воспитания дисциплины – послушание.
Дети обязаны соблюдать общепринятые правила поведения дома и в обществе, с родителями, воспитателями, сверстниками.
- Помните: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
- Старайтесь, чтобы предъявляемые ребёнку ограничения, требования, запреты были гибкими, без излишней жёсткости, немногочисленными.
- Следите за тем, чтобы родительские требования не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями вашего ребёнка.
- Согласуйте требования к поведению ребёнка со стороны родителей и воспитателей, чтобы они не противоречили друг другу.
- Всегда соблюдайте дружественно - разъяснительный тон, в котором вы требуете или запрещаете что-то ребёнку, избегайте повелительных интонаций.
- При наказании ребёнка лучше лишите его чего-то хорошего, но не делайте ему плохого.
- Не раздражайтесь на ребёнка, если он, стремясь обратить на себя внимание, досаждает вам непослушанием и капризными выходками.
- Не обижайтесь на ребёнка, если он делает вам что-то назло, постарайтесь понять, за что он вам «мстит», и объясните ему ситуацию.
- Не огорчайтесь и не отчаивайтесь, если вы наблюдаете, что ваш ребёнок переживает эмоциональное неблагополучие от общения со сверстниками. Постарайтесь выслушать и помочь ему наладить отношения с окружающими.
- Развивайте у ребёнка положительное отношение к самому себе – это основа эмоциональной устойчивости и психологического выживания.
- Помните: в детстве ребёнок узнаёт о своём «Я» из слов и отношения к нему близких; он тянется к взрослым, которые относятся к нему с вниманием и любовью, ищет их расположения.
Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, но при этом соблюдайте следующие советы:
- Возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ребёнком необходимых действий постепенно передавайте их выполнение ему.
- Помните: личность, и способности ребёнка развиваются только в том виде деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
- Старайтесь наглядно показать вашему ребёнку, к каким отрицательным последствиям могут привести его неправильные действия (или его бездействие). Это поможет ему взрослеть и постепенно становиться «сознательным».
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Подумайте, что можно изменить в окружающей обстановке, чтобы он смог справиться с предложенным заданием.
- Всегда соизмеряйте родительские ожидания с возможностями вашего ребёнка. Это поможет избежать излишних проблем и конфликтов.
- Самое главное – проявляйте твёрдость, настойчивость, последовательность в своих требованиях к недисциплинированному, капризному и упрямому ребёнку, заставляйте его послушаться.
- Поддерживайте в ребёнке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте образцы правильного поведения.