Простые игралочки для развития речи детей дома
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке и т.д.
2. «Что бывает?» Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка.
3. «Скороговорки - чистоговорки».
Необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане. …
4. «Общие слова».
а) Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
б) Ребёнку предлагается назвать одним словом ряд перечисленных вами живых и не живых предметов: сосна, берёза, клён – это деревья; муха, бабочка, стрекоза, таракан – это насекомые…
5. «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: муха, бабочка, стрекоза, щука…
6. «Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать. Например: один лист, два листа,…пять листьев.
Можно добавить прилагательное: один берёзовый лист, два берёзовых листа,…пять берёзовых листьев и т.д.
7. «Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
8. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме. Например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково. Например: лист - листочек, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить.
11. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Например: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
13. «Подбери слово».
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
14. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
15. «Расскажи сказку».
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Я желаю, чтобы Ваши малыши добились в жизни значительных успехов, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно.