Чтоб красиво говорить, нужно с ручками дружить

На кончиках наших пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Доказано, что движения руки тесно связаны с развитием речи. Через формирование и совершенствование мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речи развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  • массажных мячиков, шишек, грецких орехов;
  • платочков;
  • ковриков «Травка», зубных щёток, крупных бигуди - для массажа и самомассажа ладоней;
  • прищепок бельевых, колпачков – для развития координации движений пальцев рук;
  • бус;
  • шестигранных карандашей.
  • верёвок капроновых плетёных (диаметром 3-6 мм), шнурков – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, рисования предметов и др.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешнее овладеть навыками письма.

Попробуйте поиграть со своим малышом в такие игры:

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит!

В. Цвынтарный

Все узлы переберу

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:

Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.

хватаясь за узел на каждый ударный слог, после второй строки перехват начинаем сначала.

Массаж пальцев зубной щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех

Массаж «бусами».

Перебирание «бус» развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.