Что такое фонематический слух и как его развивать

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребѐнка – недостаточно сформированный фонематический cлух. Ребѐнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи

К 5 годам дети в норме умеют определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.

Поэтому необходимо научить ребенка правильно «слышать» звук, выделять его из окружающих. Это умение является предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).

Я предлагаю Вам использовать в общении с ребёнком игры, которые помогут малышу освоить правильное произношение трудных слов и стать в будущем быть грамотным, успешным человеком. 

«Шумящие мешочки»

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

«Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

«Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

«Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами. 

 «Угадай, что звучит»

Расставьте на столе несколько (количество игрушек с 3 до 5 постепенно увеличиваете количество предметов) звучащих игрушек: погремушка, бубен, колокольчик, дудочка и т.п. Предложите ребенку послушать и запомнить, что как звучит. Затем попросите ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит, затем спросите, что это звучало. Меняйтесь с ребенком ролями, теперь ваш малыш ведущий, а вы отгадываете, что за игрушка звучала.

«Угадай, кто позвал»

Если к вам пришли гости или у вас праздник, то можно поиграть в игру: «Угадай, кто позвал» Выбираем водящего. Водящий поворачивается спиной к играющим и на слух определяет, кто его позвал. Если водящий правильно определил, кто его звал, то дети меняются местами и игра продолжается

К 5 годам можно поиграть в следующие игры:

«Поймай звук»

Задание: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук С. Взрослый произносить слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук С.

«Будь внимательным»

Взрослый произносит слоги, затем ребенок повторяет: Ша – са – ша (если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов: ша – са )

Речевой материал:

За – жа – за, жа – за – жа

Ка – га – ка, га – ка – ка

Па – ба – па, ба – па – ба

Та – да – та, да – та – да

Са – ша – са, ша – са – ша

Жа – ша – жа, ша – жа – ша

Ра – ла – ра, ла – ра – ла

«Найди лишний слог»

Взрослый произносит несколько слогов, например па – па – па – ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). Затем слоговые ряды усложняются, например:

Ка – га – ка – ка

Ва – ва – фа – ва

Са – са – зы – са

«Играем в слова»

Подберите картинки (предметы) с названием слов, которые начинаются на данный звук (молоко, мыло, машина и др.) Затем учимся определять 1-й звук в слове: «Какой звук слышишь в начале слова м – м – молоко». Взрослый, произнося слово, выделяет первый вук в слове: м – м – молоко. Также играем с другими словами. После того как ребѐнок научится, необходимо научить определять место звука в конце слова: «В слове «СОМ – М» (сок, кит, нос, дом, дым) какой звук последний и другие.

Консультация
учителя-логопеда