Развитие выносливости у старших дошкольников

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения программах физического воспитания.
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. При этом придерживаются следующих правил [4, с. 227];
1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки.
В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются. на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.
Е. Н. Вавилова  считает, что в беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость [2, с. 35].
Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков [16, с. 97].
Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.
Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей старших групп продолжительность бега составляет 2-3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в подвижные игры.
С детьми 5-6-летнего возраста ведется специальная работа над развитием у них двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.
У детей 6-7-летнего возраста расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. С целью воспитания выносливости более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5-2 м/с. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе [4, с. 228].
В ДОУ должны быть созданы благоприятные условия для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование размещены так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений. Дети должны быть обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность.
Расположение игрушек и пособий также должно быть продумано. Для детей основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана нужно более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию выносливости.
Наиболее приемлемыми для детей являются игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях должны подбираться с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям дошкольников.
Лучшее средство развития выносливости в дошкольном возрасте – продолжительный бег в невысоком темпе.  В работе можно использовать такие игры: 
Игра «Смена лидеров». Всю группу детей разделить на 3 – 4 подгруппы, равные по силам. Дети получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу воспитателя впереди бегущий ребенок (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров воспитатель определяет сам и объявляет детям. Воспитатель заранее устанавливает и темп бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для детей. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Поэтому необходимо следить за темпом детей. Важно, чтобы каждый ребенок обязательно побывал в роли лидера. 
В игре «Следуй за мной» на ряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега. 
В группе из 5 человек назначается старший – ведущий бег. Дети бегут на дорожке в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуют за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется воспитателем  в зависимости от подготовленности детей. Если общий темп бега излишне завышен, воспитатель устанавливает должный темп. 
Игра «Круговорот». Детям, построенным в колонну по 7 – 8 человек, предлагают бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен  выходить вперед, чтобы вести бег. Каждый раз, когда последнему ребенку  нужно   выйти вперед, он должен  выполнить ускорение. 
В результате этих и других игр повышается уровень развития выносливости у детей.
Таким образом, выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения программах физического воспитани