О дисциплине, правилах поведения, родительских требованиях и ограничениях

Дисциплинированность детей воспитывается не какими-то особыми мерами, не беседами о пользе дисциплины (хотя такие беседы бывают полезными), не окриками и приказами.
Весь строй жизни семьи должен приучать ребёнка к порядку, выполнению определённых обязанностей, соблюдению правильного режима, к вырабатыванию умения подчинять свои желания нуждам и интересам других.
Начало воспитания дисциплины – послушание.
Дети обязаны соблюдать общепринятые правила поведения дома и в обществе, с родителями, воспитателями, сверстниками. 

  •  Помните: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
  • Старайтесь, чтобы предъявляемые ребёнку ограничения, требования, запреты были гибкими, без излишней жёсткости, немногочисленными.
  • Следите за тем, чтобы родительские требования не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями вашего ребёнка.
  • Согласуйте требования к поведению ребёнка со стороны родителей и воспитателей, чтобы они не противоречили друг другу.
  • Всегда соблюдайте дружественно - разъяснительный тон, в котором вы требуете или запрещаете что-то ребёнку, избегайте повелительных интонаций.
  • При наказании ребёнка лучше лишите его чего-то хорошего, но не делайте ему плохого.
  • Не раздражайтесь на ребёнка, если он, стремясь обратить на себя внимание, досаждает вам непослушанием и капризными выходками.
  • Не обижайтесь на ребёнка, если он делает вам что-то назло, постарайтесь понять, за что он вам «мстит», и объясните ему ситуацию.
  • Не огорчайтесь и не отчаивайтесь, если вы наблюдаете, что ваш ребёнок переживает эмоциональное неблагополучие от общения со сверстниками. Постарайтесь выслушать и помочь ему наладить отношения с окружающими. 
  • Развивайте у ребёнка положительное отношение к самому себе – это основа эмоциональной устойчивости и психологического выживания. 
  • Помните: в детстве ребёнок узнаёт о своём «Я» из слов и отношения к нему близких; он тянется к взрослым, которые относятся к нему с вниманием и любовью, ищет их расположения.

Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, но при этом соблюдайте следующие советы:

  • Возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  • По мере освоения ребёнком необходимых действий постепенно передавайте их выполнение ему.
  • Помните: личность, и способности ребёнка развиваются только в том виде деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
  • Старайтесь наглядно показать вашему ребёнку, к каким отрицательным последствиям могут привести его неправильные действия (или его бездействие). Это поможет ему взрослеть и постепенно становиться «сознательным».
  • Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Подумайте, что можно изменить в окружающей обстановке, чтобы он смог справиться с предложенным заданием.
  •  Всегда соизмеряйте родительские ожидания с возможностями вашего ребёнка. Это поможет избежать излишних проблем и конфликтов.
  • Самое главное – проявляйте твёрдость, настойчивость, последовательность в своих требованиях к недисциплинированному, капризному и упрямому ребёнку, заставляйте его послушаться.
  • Поддерживайте в ребёнке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте образцы правильного поведения.