Как оценить готовность ребёнка к обучению в школе

Определить готовность ребёнка к школе – значит предупредить возможные трудности в освоении им учебной программы. Выделяют две группы критериев готовности к обучению: медицинские и психолого-педагогические. К медицинским критериям относятся:

- уровень физического развития;

- уровень биологического развития;

- состояние здоровья. Физическое развитие оценивает врач-педиатр в поликлинике. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребёнка в среднем должны составлять:

- длина тела - 116;

- масса тела – 22 кг;

- окружность грудной клетки – 57-58 см. Установлено, что физическое развитие детей в значительной степени определяет работоспособность, в том числе умственную. Для того чтобы правильно подготовить ребёнка к школе, важно создать условия для его полноценного физического развития, обеспечить необходимую двигательную активность – развивать и поддерживать у детей навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Как показывают результаты исследования, малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Уровень биологического развития определяется по паспортному и биологическому возрасту. Биологический и паспортный возраст могут не совпадать, иногда расхождение составляет пять лет. Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в период ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно в 5 – 6 лет) дети переживают «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать прошёл ли ребёнок этот рубеж, проводят Филиппинский тест: дошкольника просят дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого такое движение не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот у 4 – 5-летнего малыша слишком короткие руки и ему трудно выполнить задание. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания и др.) определяются группы здоровья. К первой группе здоровья относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием.

Вторую группу составляют тоже здоровые дошкольники, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной ёмкости лёгких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки или часто болеющие. К третьей и четвёртой группам относят детей, имеющих хронические заболевания.

Основные психолого-педагогические критерии готовности ребёнка к школе – психологическая, эмоционально-волевая и социально-психологическая готовность. Психологическая готовность подразумевает определённый уровень сформированности:

  • общей осведомлённости и умения ориентироваться в социуме и в быту;

  • знаний и представлений об окружающем мире;

  • умственных операций, действий и навыков;

  • произвольной регуляции деятельности и поведения;

  • познавательной активности; речевого развития.

Эмоционально-волевая готовность предполагает умение регулировать своё поведение, в т.ч. достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Социально-психологическая готовность к школе складывается из умений ребёнка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: уметь работать в команде, занимать лидирующую позицию или поддерживать лидера. Кроме того, ребёнок должен уметь поддерживать равноправные отношения со сверстниками, вступать в контакт и общаться с взрослым собеседником. Готовность ребёнка подчиняться нормам школьной жизни необходима для успешной адаптации к учебной деятельности в классе.

Существует ряд тестов, позволяющих оценить навыки ребёнка перед началом обучения в школе. Одним из них является «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека, который даёт представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и других необходимых для школы качеств. Ребёнку предлагается выполнить три задания: нарисовать фигуру человека по представлению; графически скопировать фразу из письменных букв; срисовать точки в определённом пространственном положении. Готовность детей к обучению в школе определяется в ДОУ. Диагностику «школьной зрелости» проводят дважды. Первый раз в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу, чтобы у ребёнка было больше времени для коррекции. Повторную диагностику проводят в апреле - мае. Это позволяет сформировать объективное мнение о готовности ребёнка к обучению в школе. С детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению, необходимо проводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности их развития.