Как общаться с ребёнком

Основная задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку вырасти и стать достойной личностью, способной сопереживать, полноценно любить, нести ответственность за свои поступки и проявлять заботу об окружающих. Поэтому важно, чтобы родители умели разговаривать со своими детьми, не унижая их достоинства, не вынуждая разувериться в себе и своих возможностях.

Вот некоторые общие принципы эффективного общения родителей с ребёнком.

Умение слушать и слышать. Внимательное слушание того, что говорит ребёнок, поможет родителям понять его настоящие чувства, которые стоят за его словами. Нужно стараться услышать то, что ребёнок чувствует и переживает в данный момент. Это совсем не означает, что следует соглашаться со всем, что он говорит. Но это начальная ступень уважения к ребёнку, начало диалога с ним, поэтому так важно принять чувства ребёнка. К сожалению, в большинстве семей ни у родителей, ни у детей не выработана привычка выражать свои чувства, рассказывать о них. Чтобы лучше понимать себя, ребёнку важнее знать, какие чувства он переживает, чем понимать, почему это происходит. Поэтому родителям нужно быть зеркалом детских эмоций, отражать их. Если ребёнок говорит: «Я не знаю, как выложить этот узор», то от фразы «Если бы ты был внимательным, то сложил бы узор» толку не будет. К словам ребёнка нужно отнестись с пониманием. Следует сказать: «Некоторые узоры не так-то просто выложить». «Ты боишься, что у тебя не получиться?» «Мы с папой верим, что ты постараешься и справишься с заданием».

Избегание оценочной похвалы. Лучше воздержаться от оценочной похвалы в общении с ребёнком. Ведь может возникнуть опасность того, что другие люди станут для него необходимым источником одобрения его поступков. Хвалить ребёнка стоит за старание и результат, а не за индивидуальные качества и особенности характера. Например, можно сказать: «Спасибо, что подмёл пол, он теперь такой чистый». Вывод, который может сделать ребёнок: «Я хорошо справился с работой, мои труды оценены». Бесполезная похвала: «Ты – умница!».

Не критиковать, а направлять ребёнка. Если ребёнка постоянно оскорбляют, то в скором времени он поверит, что он действительно такой, как говорят родители. Например, если ребёнка называть растяпой, то сначала он будет отрицать, говорить: «Нет, я не растяпа!». А спустя некоторое время, вполне возможно, он начнёт избегать ситуаций, которые требуют быстроты реакций. Ведь он уверен, что он – растяпа и не сможет поступить верно.

На отрицательные качества указывать всегда легче, чем найти положительные. Если родители хотят, чтобы их дети росли самодостаточными личностями, в них крепло чувство уверенности в своих силах, они просто обязаны использовать любую возможность произносить позитивные слова в их адрес.