Как научить ребенка проявлять свои чувства

Чтобы сохранить психическое здоровье ребёнка родителям следует научить его проявлять свои чувства приемлемым способом. К сожалению, нередко от родителей можно услышать фразы: «Прекрати реветь!», «Если не перестанешь плакать, я тебя накажу!» и т. д. Запрещая ребёнку выражать свои эмоции, родители забывают о том, что подавленная эмоция остаётся жить в теле. «Управлять эмоцией», не равно «подавить в себе эмоцию». Невыраженные эмоции могут вызвать у малыша различные психосоматические расстройства, такие как энурез, тики, запинки в речи и т.д.

Как же научить ребёнка проявлять свои эмоции, не нанося вреда себе и окружающим людям?

  • Родителям нужно относиться с пониманием к чувствам ребёнка, не обесценивать их. Ребёнок не должен слышать от родителей таких фраз: «Мальчики не плачут», « Это ерунда, успокойся».

  • Ребёнку нужно говорить, что он имеет право испытывать самые разные чувства. Не следует называть какие-либо чувства неприемлемыми: « Нельзя злиться», «Не нужно так переживать».

  • Нужно помнить об особенностях темперамента ребёнка. Некоторые дети очень эмоциональны от природы. Например, один ребёнок может успокоится только после того, как поплачет, другого можно отвлечь, уговорить.

  • Если проявление эмоций ребёнком принимает разрушительный характер, его нужно остановить и объяснить, что чувства можно выражать другими способами.

  • Помочь эмоциям выйти наружу можно с помощью игр, кисти и красок, карандаша, пластилина и др. Вдвоём с ребёнком можно нарисовать «радость», «злость» и пр.

  • Родителям следует помогать ребёнку выражать свои чувства вербально, используя фразы: «Я понимаю, что ты расстроился…», «Ты обиделся, потому что…». Важно, чтобы ребёнок понимал, что с ним происходит, и почему он испытывает те или иные чувства.

  • Нужно вместе с ребёнком анализировать сложившуюся ситуацию и искать пути выхода из неё. Если что-то сломалось, то починить, если случился конфликт, то из него надо найти выход.

Умение управлять своими чувствами – очень важное качество, которое не возникает само по себе. Родителям нужно учить ребёнка прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Чуткое отношение к собственным эмоциям, умение ими управлять — очень важное качество, которое не возникает само по себе. Помогите ребенку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Помогайте ребенку выражать свои чувства, причем вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…». Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребенок будет чувствовать себя как будто в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплескивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребенок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать ребенку какую-то физическую активность, поиграть с ним на улице, чтобы буря эмоций, которую он переживает, прошла безболезненно для него и других.

Для многих детей отдушиной, возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речьидет о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребенок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдет со временем. С одной стороны, мы показываем ребенку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даем ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А еще — принимать активные шаги для изменения ситуации.