Музыкотерапия в детском саду

1.

Каждый из вас знаком или слышал о термине «музыкотерапия». Что же это такое? Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лекарство, которое слушают.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, шаманы, а затем и философы, врачи использовали музыку для лечения души и тела. В эпоху средневековья метод музыкотерапии успешно применялся для борьбы с эпидемиями.

В начале 20 века во многих странах мира стали использовать музыкотерапию, как лечебную педагогику.

В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на состояние детей академик Бехтерев. Первыми пациентами стали новорожденные в отделении недоношенных детей. Врач-педиатр Лазарев изучил влияние музыки на беременных. Его исследования показали, что музыка благотворно влияет на весь организм, причем, как матери , так и плода.

Мелодии, доставляющие удовольствие влияют на 

  • дыхание;
  • сердцебиение;
  • температуру тела.

С помощью музыки можно нормализовать артериальное давление, стимулировать пищеварение, улучшить аппетит и обмен веществ. Музыка способствует установлению контакта между людьми, снижению стресса, улучшает память и обучаемость.

Если сравнивать музыку с лекарствами, медики установили:

струнные инструменты – наиболее эффективны при болезнях сердца.

кларнет - улучшает работу сосудов.

флейта - положительно влияет на легкие и бронхи.

труба - эффективна при радикулитах.

2.

Орган является лидером по эффективности положительного влияния на организм человека. Кстати, музыка благотворно влияет на животных и растения.

Наше время – время гениальных открытий и достижений. Но к сожалению, это и время агрессии и обособленности. Компьютерные технологии и телевидение вытесняют потребность в общении. Особенно негативно эта проблема коснулась детей. Сознание детей формируют игры и фильмы, пропагандирующие насилие, убийства. В результате, именно эти эмоции дети несут в общество, становясь жестокими и агрессивными.

Поэтому занятия музыкотерапией, способствующие коррекции психологического и физического здоровья детей, являются одним из перспективных направлений в работе дошкольных учреждений.

Музыкотерапия имеет множество разнообразных форм. Самые доступные, которые вы можете использовать в группе, это:

ПАССИВНАЯ музыкотерапия – когда ребенок слушатель. Может применяться во время утреннего приема детей для создания эмоциональной активности, бодрости не только у детей, но и родителей.

Во время дневного сна и пробуждения - для расслабленности мышечной системы, нормализации артериального давления, дыхания.

В вечернее время дня – для расслабления нервной системы.

АКТИВНАЯ музыкотерапия –имеет несколько разделов:

  1. Вокалотерапия – т.е. пение. (дет. песни, вокальные игры);
  2. Инструментальная музыкотерапия –игра на детских музыкальных инструментах;
  3. Кинезитерапия - выражение эмоций с помощью движений. (ритмопластика, пантомима);
  4. Интегративная музыкотерапия – наряду с музыкой задействованы другие виды искусства: рисование, драматизация, создание рассказов, заучивание стихов.

3.

Несколько правил, которые необходимо помнить:

  1. продолжительность прослушивания не более 10 минут за одно занятие;
  2. умеренная громкость: не громко, но и не тихо;
  3. использовать произведения, которые нравятся всем детям.

 ДЕТЯМ НЕЛЬЗЯ:

  1. слушать музыку через наушники;
  2. больным отитом;
  3. предрасположенным к судорогам;
  4. с повышенным внутричерепным давлением.

Музыкальный руководитель Сулимская Н.В.