Консультация для воспитателей по теме: «Игры для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

В последнее время специалисты и многие родители отмечают снижение речевых способностей у детей. Их словарь беден, представления об окружающем ограничены. Страдает связная речь, т.е.  последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. А ведь речь - это средство общения, познания мира, регуляции поведения ребенка.
Я предлагаю Вам несколько простых игр для развития связной речи и формирования лексико-грамматического строя речи:

Упражнение «Живое — неживое». Сначала назови слова, обозначающие живые пред­меты, а затем — неживые предметы.

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: жакет — жакетик.

Упражнение «Эхо». Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) За­помни их и повтори в том же порядке.

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее сло­во-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Созревает... (ежевика).

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно боль­ше ответов. Образец: Ежата какие? — Ежата маленькие, шустрые, пугливые, весёлые, игривые, колючие...

Упражнение «Половинки». Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: фла... —жок, флажок.

Упражнение «Доскажи словечко». Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Папа надел красивый жёлтый ... (пиджак).

Упражнение «Фотограф». С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Упражнение «Волшебная палочка». Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: ружьё — ружья. Какие слова не изменились?

Упражнение «Составь предложение». Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Картины пишет художник.

Упражнение «Хлопушки». Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, опреде­ляя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги ёжику. Найди в каждом ряду лишнюю кар­тинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чёт­ко произнося звук Ж.

Упражнение «Подбери картинку». Послушай слова и подбери к ним подходящие кар­тинки. Произнеси оба слова вместе. Образец: живой... (жук).

Упражнение «Посчитай». Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лужай­ке! Посчитай их. Образец: одна жаба, две жабы... Кого больше? Кого — меньше? Посчитай их в обратном порядке. Образец: четыре жабы, три жабы...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Жене и Жанне по схе­мам с опорой на картинки. Образец: Женя... журнал. — Женя читает журнал.

Упражнение «Подружи слова». Медвежонок перепутал все слова в предложениях. По­моги ему навести порядок: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: У, ёж, ежата. — У ежа ежата

Упражнение «Исправь предложение». Весёлый жаворонок решил посмешить тебя и придумал забавные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

У, ёж, ежата.

Жаба, болото, в, жить. 

Жеребёнок, лужайка, по, бежать. 

Женя, покупать, одежда. 

Жук, жужжать, жасмин, около.

Пожарные, пожар, тушить.

Жираф, Африка, в, жить. 

Серёжа, увидеть, дорожка, на, уж.

Упражнение «Исправь предложение». Весёлый жаворонок решил посмешить тебя и придумал забавные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

Ёжик поймал Женю.

Лужок выбежал на детей.

Сапожки починили сапожника. 

Под желудями лежали дубы. 

Лыжня идёт по лыжнику. 

Флажок держит Жанну. 

Жора ест джем с пирожком. 

От одежды промок дождь. 

Пятый этаж живёт на Жене.

 

Подготовила и провела учитель-логопед Кравцова Е.Л.