Как узнать, что у ребенка речевые нарушения

Дорогие родители, сегодня я хочу поговорить о важной теме: «Как узнать, что у ребенка речевые нарушения?»

Предлагаю Вам несколько ориентиров, которые помогут Вам понять, стоит ли тревожиться и обращаться к специалисту. Начнём с общей оценки речевого развития малыша 4 – 5 лет.

- Ребенок «говорит как маленький»?

- У него невнятная речь, «каша во рту»?

- Малыш не выговаривает некоторые звуки («шепелявит», «картавит»)?

Ознакомьтесь с периодами развития речи и сопоставьте развитие вашего ребенка с «нормативным». Быть может, опасения ложны? Или напротив, вы откладываете решение проблем?

От вашего понимания, адекватной оценки трудностей, зависит выбор наиболее эффективных путей помощи ребенку, а значит, и прогноз!

Речь ребенка в четыре года (общие сведения)

В 4 – 5 лет фразовая речь ребенка включает предложения, состоящие из 5-6 слов. Малышу доступны различные формы общения: играя, он сопровождает свои действия речью; может ответить на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. В речи ребенка присутствуют синонимы, антонимы и обобщающие слова. Словарный запас достигает 2000 слов.

Ребёнок может:

♦ перечислить и сгруппировать предметы, подобрать общее слово: «Огурец, морковь, горох – овощи. Стол, стул, шкаф – мебель» и т.д;

♦ «сказать по-другому», то есть заменить слово синонимом: «Собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть»;

♦ назвать «слово наоборот» (антоним): «Сахар - соль, холодный – горячий, радоваться – грустить».

Многие считают, что в 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, то есть малыш должен правильно произносить все звуки.

На самом деле еще возможно нарушение произношения звуков [р], [р'], [л], [л'], а вот звуки [с], [з], [с'], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ] ребенок уже произносит правильно и чисто, различает на слух.

Малыш способен повторить: «сила - шила», «коза – коса», «каска - кашка», «жить – шить». В этот период формируется языковое чутье. Ребенок уверенно использует почти все грамматические категории, не путает падежи, предлоги.

♦ Он скажет: «Я ем ложкой и вилкой».

Он НЕ скажет: «Я ем ложка вилка».

♦ Он скажет: «Пять стульев».

Он НЕ скажет: «Пять стулов».

♦ Он скажет: «Мяч упал со стола».

Он не скажет: «Мяч упал от стола».

Ребенок этого возраста легко повторит короткий текст:

«Наступила осень. Пришла пора убирать урожай. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами».

Он помнит много стихов и умеет отгадывать загадки. Малыш без труда догадается, кто это.

Таким образом, к пяти годам вас должны насторожить:

короткая фраза из 2-3 слов; их неточное употребление (о кружке – чашка, стакан; о штанах – шорты; «мальчик чистит двор» вместо «мальчик подметает двор»); ошибки в грамматическом оформлении фразы («Дети увидели медведев, воронов»); недостаточно внятная дикция, многочисленные искажения звуков; пассивность ребенка в речевом общении, неумение рассказать о событиях дня.