Как помочь ребёнку заговорить

Первое, что хочется напомнить – это то, что речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.