Игры для развития речи ребёнка 2 - 4 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до четырех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний.

"КАМЕШКИ"   Ребёнок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа БУЛЬ,... 

"ШАРИК" Ребёнок подбрасывает воздушный шар со звуком типа УХ,..... 

"ГВОЗДИ" Ребёнок "забивает гвозди", сильно ударяя молоточком по кнопкам и произнося звук БУХ,.... 

"Индейцы" Ребёнок громко и протяжно произносит звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам. 

"ЦАПЛИ" Локоть ребёнка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребёнок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося "ЦАП", возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом "БАХ".... 

"БЕГЕМОТ" Раздаётся из болота : "аааааааа!"  Грозный голос бегемота : "аааааа"  Он болото стережёт: ааааааа  Грозным голосом поёт : аааааааа! 

"В ГОСТИ" Взрослый нажимает на "кнопочку" (живот) дверного звонка. Ребёнок издаёт длинный звук или несколько коротких. 

"ФИЛИН" Ухал, охал, ахал филин  "УУУУУ! Ууууууууууу! "  Эхо слышалось в лесу  УУУУУУУУУУУ! Уууууууууу!  Звери в страхе разбежались,  Песни фили испугались.  УУУУУУУУУ! Уууууууу! 

"ЖИВЫЕ ЗВУКИ" "хоккей! "- ребёнок машет "клюшкой" со звуком "хххх"  "паровоз" - резко разжимает кулаки со звуком "пппппп"  " крышка на чайнике" - стучит ладошкой по кулаку "бббб"  "дождик" - стучит пальцами по столу "к-к-к"  "часики" - палец качается в разные стороны: ть-ть- ть  "насос" - руки ставит в замок, наклоняется со звуком "сссссс- ссс" 

"ОГОРОД" Ребёнок "сажает" овощи в любое место грядки со словом "тык"  - Мы на корточки присядем  - И на грядочке посадим  - Лук, укроп, морковь, горох  - Будет урожай неплох.  Берём лейку и поливаем "кап"  - В огород сейчас пойдём  - Наши овощи польём  - Лук, укроп, морковь, горох  - Ни один чтоб не засох.  Со словом "Дёрг!"  - Вместе в огород пойдём  - Урожай мы соберём.  - Лук, редиска, кабачок.  Помидор и чесночок. 

"ПУШИСТЫЕ МЯЧИКИ" Бросаем на липкую поверхность и приговариваем: " ПОПАЛ!" или "МИМО!"  

"ЁЖИК" В слепленного ёжика ребёнок втыкает спички - иголочки со словами "коль- коль - коль"  ◈  "ЁЖИК С БАРАБАНОМ" С барабаном ходит ёжик: Бум- бом!( 2р)  Целый день играет ёжик: Бум- бом! (2р)  С барабаном за плечами: Бум- бом!  Ёжик в сад зашёл случайно: Бум- бом!  (ёжик может ходить с разными инструментами или предметами: Колокольчик - дзынь, телефон-трррр, трещётка-трын и т.д.).

«Кто дольше» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

«Повторяй за мной» Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи мишку» Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка). Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны. Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

«Голоса животных» Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные. Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху) (Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных).

«Угадай животное» Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных. Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

«Кукла спит» Игра способствует развитию речи, слуха. Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.     Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.