Чтоб красиво говорить – надо с ротиком дружить

Распространено  мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как «Р», «Л»).

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.

Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов.

Не бросайте работу даже если не всё будет получаться правильно. В каждом деле важны умения и навыки. А они приобретаются не сразу . На одно занятие с ребёнком в домашних условиях берите 2-3 упражнения . Продолжительность тренировки – до 15-20 минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.

Артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы сто ят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с. 

3. Чередовать «заборчик» и «трубочка». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз. 

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза. 

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза. 

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону. 

7. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой. Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза. 

8. «Задуй свечку!» — положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на два пальчика («свечку»). Делать один глубокий вдох и 2-3 резких сильных выдоха. Щеки не надуваются. Повторить 3-4 раза. 

9. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза. 

10. «Горка закрывается-открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз. 

11. «Часики» — приоткрыть рот, вы сунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону. 

12. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону. 

13. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы по часовой и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. 

14. «Орешек» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.

В статье использованы материалы из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов». Изд. «Дрофа» М. 2007