Краткосрочный проект в подготовительной группе "Снежные истории"

29.12.2018 / Пивненко Елена Вениаминовна

Тип проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Проблема, её актуальность:

Объект исследования: снег.

Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности. Изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)

2.Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).

Воспитательные:

1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

2.Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

3.Воспитывать любознательность, логическое мышление.

Развивающие:

1.Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)

2.Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными

3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

4.Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.

Актуальность

При изучении темы «Здравствуй, Зимушка-Зима!» стало очевидно, насколько все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю. Погода располагала к таким исследованиям, так как именно в это время выпал пушистый снег и погода стояла морозная. Проект «Снежные истории» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, способствовал развитию активности, самостоятельности, умения планировать, работать в коллективе. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет детям материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Проект «Снежные истории» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

1.Обсуждение цели, задачи с детьми, родителями.

2.Создание условий для реализации проекта: подбор методической и художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций на зимнюю тематику, подбор аудиозаписей и развивающих мультфильмов по данной теме, подбор настольно-печатных игр

3. Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству

4.Перспективное планирование

2.Основной этап

1.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге

2.Обогащение развивающей среды:

- Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.

- Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования)

- Мастер-класс для родителей «Снежная лаборатория веселого снеговика Олофа»

3.Заключительный:

1. Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает».

2. Рукописная книга детских творческих рассказов «Снежные истории»

II этап - Основной этап - деятельностный

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Заучивание наизусть: стихи, загадки, потешки.

  • Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снеговик», «Холодно», «Снежный пирог»

  • Речевые упражнения:

«Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»

Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше)

Дерево большое, а дом еще… (больше)

Облако белое, а снежинка еще … (белее)

Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее)

Перышко легкое, а снежинка еще… (легче)

«Придумай слово»

Снег падает. Это…? (Снегопад)

По снегу ходит. Что…? (Снегоход)

Катается по снегу. Что…? (Снегокат)

Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная)

Белый как снег. Какой…? (Белоснежный)

«Поможем зиме» Какие бывают снежинки? Какой снег?

  • Словарь:

«Снежинки какие»: белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

«Снег какой»: лёгкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.

«Снежинки что делают? Снег что делает?»:

Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.

  • Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

  • Чтение художественной литературы:

Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.)

Поэзия: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

Проза: В.Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г.Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», В.Одоевский «Мороз Иванович».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Рассматривание иллюстраций.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т.к. может заболеть горло).

На участке: окучивание деревьев, кустарников снегом.

Снежные постройки из снега.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, открыток, фотографий зимних пейзажей.

Рисование:

рисование гуашью «Снежинки-звёздочки»,

рисование в стиле вологодских кружев «Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо–снежинки».

Оригами «Снежная гирлянда»,

Лепка: «Снеговик».

Танец «Снежинки»;

Драматизация сказки «Заячья избушка»;

Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек), «Найди похожие снежинки», «Составь узор», «Составь снежинку», используя семена фасоли, гороха , каштана.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физминутка: «С неба падают снежинки».

Дыхательная гимнастика : «Снежинки летят»

Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».

Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».

Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки».

Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.

Спортивный праздник «Снежные эстафеты со снеговиком»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

«Вода. Снег.»

  • Задачи: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам.

  • «Защитные свойства снега». Значение снежного покрова.

Задачи: Продолжить знакомство со свойствами снега (скрипит, рыхлый, липкий). Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

  • Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег)

Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

  • «Таяние снега»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами снега: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Опыт: таяние снега в помещении.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Рассмотреть каплю снега в микроскоп.

Вывод: снег от тепла тает, превращается в воду.

  • Опыт: "Можно ли пить талую воду?"

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее воды из-под крана.

Взять два пластмассовых стаканчика, в один положить снег, в другой стакан налить воду из-под крана. Затем, как снег растает, рассмотреть воду в стаканчиках и сравнить ее. Вывод: снег – это грязная талая вода, и эту воду пить людям нельзя, но талой водой можно поливать растения.

  • Исследовательская деятельность:

Рассматривание снежинок через лупу, микроскоп.

«Снежная лаборатория веселого снеговика Олофа»

Пригласить родителей на мастер-класс «Необыкновенные снежинки»

Организовать выставку работ и поделок «Парад снеговиков и снежинок».

III этап Завершающий

Результат работы проекта:

Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе проекта в процессе ознакомления с природой . Дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды; увидели разнообразие снежинок; научились проводить опыты со снегом, определяя его свойства;

Продукт проекта:

Выставка работ и поделок.

Оформление рукописной книги творческих рассказов детей «Снежные истории»

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.

4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.