Экскурсия в ателье
Цель: Дать детям первоначальные знания о профессии швеи, выполняемой ею работе и используемых инструментах и материалах.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о свойствах магнита.
-Активизировать в речи относительные прилагательные, образованные от названий ткани.
Развивающие:
-Закреплять знания детей о видах ткани.
-Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильную чувствительность детей.
-Закреплять знания названий частей лица и тела.
Воспитательные:
-Воспитывать уважение к трудящимся людям.
-Вырабатывать у детей группы положительные взаимоотношения.
Материал и оборудование: Штатив с вешалками для одежды.
Шуба, кофта, комбинезон, футболка, шорты, платье.
Отрезы ткани: ситец, шёлк, шерсть, драп, мех, трикотаж.
Ножницы, швейная машинка, сантиметровая лента, 2 застёжки – молнии, 4 коробочки с фурнитурой (крючки, петли, кнопки, пуговицы). Магнит. Одежда, вырезанная из картона (юбка, брюки, майка – для каждого ребёнка) с прорезанными «дырками».
Заплатки – плоские пластмассовые фигуры, соответствующие, формой, цветом и размером «дыркам» на одежде, 2 заплатки – не подходящей формы. Маленькие непрозрачные мешочки – по одному для каждого ребёнка. Пушистая варежка.
Словарная работа: Пассивный словарный запас: отрез ткани, фурнитура, лекало, заплатка.
Активная лексика: одежда, ателье, швея, швейная машинка, сантиметровая лента, крючки, кнопки, пуговицы, шёлковое, ситцевый, трикотажная, меховая, шерстяные, драповое.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу. Педагог обращается к детям:
- Ребята, всем людям приятно слышать о себе красивые, добрые слова, похвалу. Давайте посмотрим друг на друга, и каждый из нас скажет своему соседу слева приятные слова о том, как он сегодня одет. Похвалите в одежде соседа слева то, что вам больше всего нравится. Послушайте, как я похвалю одежду Лизы.
Лиза, мне очень нравится твоё платье, потому что оно чистое, отглаженное, на нём очень красивые бантики и кружево. А теперь Лиза похвалит одежду Артема, который стоит от неё слева.
Каждый ребёнок хвалит какой-либо предмет одежды товарища. Когда все дети закончат, педагог спрашивает:
- Вы хвалили сейчас платья, шорты, футболки, носочки друг друга, а как все эти вещи можно назвать одним словом? (Одежда). Правильно, всё, что мы надеваем на себя, называется одежда. А вы знаете, откуда взялась ваша одежда? (Из магазина). А откуда она попала в магазин? (Выслушивает ответы).
Сейчас мы с вами пойдём туда, где шьют нашу одежду – в ателье.
(Пошли. Дети подходят к столам, на которых разложены отрезы ткани, коробочки с фурнитурой, швейная машинка, сантиметровая лента, лекала одежды. За одним из столов сидит швея).
-Здравствуйте, скажите пожалуйста, где мы сейчас находимся и как называется ваша профессия?
Швея: - Здравствуйте, вы пришли в ателье. Ателье – это место, где шьют одежду. Моя профессия называется «швея». Я работаю в этом ателье и шью такую же одежду, как та, что надета на вас. В каждом городе есть несколько ателье, в котором работает швея, и не одна. Людей в городе много, сшить столько одежды одной швее не под силу. Поэтому во многих ателье работают многие швеи, и, так же, как и я шьют из ткани одежду.
Посмотрите: из тонких тканей я шью летнюю одежду. Например, вот из этого шёлка я сошью шёлковое летнее платье, вот из этого ситца – лёгкий летний ситцевый сарафан, вот из этого трикотажа – летнюю трикотажную футболку. Из тёплых толстых тканей я сошью тёплую зимнюю одежду.
Из меха – меховую зимнюю шубу, из шерсти – тёплые шерстяные зимние брюки, из драпа – зимнее драповое пальто. У меня есть помощники в работе: сантиметровая лента помогает мне снимать с человека мерку, чтобы сшитая мною одежда пришлась точно впору. Лекало нужно мне, чтобы приложив его к ткани, я нарисовала на ней будущие детали одежды.
Ножницами я вырежу эти детали. Потом с помощью иголки, нитки и швейной машинки сошью из отдельных деталей целую вещь. (Слова сопровождаются демонстрацией действий).
Педагог: Давайте скажем швее спасибо за интересный рассказ. Вы запомнили, какие помощники есть у швеи? Как называется её машинка? Кто работает в ателье и шьёт нам одежду?
А сейчас, давайте посмотрим, сколько красивой одежды уже сшила швея. Посмотрите, на вешалке вперемешку висит зимняя и летняя одежда, а наша швея так занята шитьём новой одежды, что, наверное, ей некогда даже навести порядок. Давайте сделаем ей приятное, развесим на вешалке летнюю одежду отдельно от зимней.
Педагог берёт какой-либо предмет одежды, спрашивает у детей:
- Майка из трикотажа, значит она какая? (Трикотажная, летняя).
-Шуба из меха, значит она какая? (Меховая, зимняя) и т.д.,
(зимняя одежда вешается на одну сторону штатива, летняя – на другую.)
Педагог: Вот как хорошо! Теперь покупатели легко найдут нужную им вещь. (Находит ножницы с приставшим к ним магнитом). Ой, что это? Разве место ножницам среди одежды? А на них ещё что-то есть.
Швея: Вы нашли мои ножницы? Большое спасибо! Я нечаянно их потеряла и долго не могла найти (Забирает ножницы у педагога, прячет).
И как красиво и правильно вы развесили всю одежду! Какие молодцы! А это магнит. Это тоже мой помощник. Он помогает мне отыскивать и собирать разные мелкие предметы: иголки, булавки, крючки, кнопки, пуговицы.
Педагог: Ребята, а вы знаете, для чего нужны на одежде крючки кнопки, пуговицы? (Чтобы застёгивать).
Давайте посмотрим, что может магнит.
На стол высыпаются из коробок предметы фурнитуры, дети с помощью магнита собирают их, попутно приходя к выводу, что магнит притягивает только железные вещи, а пластмассовые, тканевые, деревянные – нет. После того, как фурнитура сложена обратно в коробочки, педагог предлагает игру:
- Давайте попробуем на слух угадать, что в какой коробочке лежит. Послушайте внимательно, так звучат маленькие пластмассовые пуговицы, так – крючки, так – кнопки, так – большие деревянные пуговицы (Проводится игра «Оркестр»).
Педагог: А вы знаете, что в ателье не только шьют новую одежду, но и ремонтируют нечаянно порванную.
Посмотрите, сколько на столах одежды, нуждающейся в починке!
Помните, как обрадовалась швея, когда мы помогли ей отделить летнюю одежду от зимней? А представьте, как она будет рада, если мы поможем ей починить порванную одежду, поставить на неё заплатки.
Садитесь за столы. Чтобы нам было веселее работать, давайте превратим работу в игру. Возьмите мешочек с заплатками и постарайтесь, не заглядывая в мешочек, на ощупь подобрать заплатку, подходящую к каждой дырке. Играйте честно, не подглядывайте! Ваши ловкие пальчики сами, без помощи глаз сумеют нащупать нужную заплатку
Игра «Узнай фигуру».
Рефлексия: - Какие вы молодцы! Вы запомнили, где мы с вами были?
Кто работает в ателье? Что делает швея?
Какие у неё есть инструменты – помощники?
Для чего нужна сантиметровая лента?
Какие предметы можно собрать с помощью магнита?
А деревянные (пластмассовые) он притягивает?
Какая бывает одежда?
Что пришивают на одежду, чтобы она застёгивалась и лучше держалась? (Выслушивает ответы после каждого вопроса).
Я рада, что вы так много всего запомнили! Обязательно расскажите родителям о нашей сегодняшней экскурсии!
А сейчас давайте поиграем. Посмотрите, я увидела в ателье вот такую пушистую варежку (шапку с помпоном). Швея разрешила нам поиграть с ней. Сейчас я буду подходить к каждому из вас. Тот, к кому я подошла, закроет глаза и попробует почувствовать, до какой части его лица или тела я дотронусь пушистой варежкой (помпоном шапки).
Дети прощаются со швеёй, уходят.