Экскурсия в ателье

18.01.2023 / Осипенко Ольга Владимировна

Цель: Дать детям первоначальные знания о профессии швеи, выполняемой ею работе и используемых инструментах и материалах.

Задачи:

Образовательные:

- Дать детям представление о свойствах магнита.

-Активизировать в речи относительные прилагательные, образованные от названий ткани.

Развивающие:

-Закреплять знания детей о видах ткани.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильную чувствительность детей.

-Закреплять знания названий частей лица и тела.

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к трудящимся людям.

-Вырабатывать у детей группы положительные взаимоотношения.

Материал и оборудование: Штатив с вешалками для одежды.

Шуба, кофта, комбинезон, футболка, шорты, платье.

Отрезы ткани: ситец, шёлк, шерсть, драп, мех, трикотаж.

Ножницы, швейная машинка, сантиметровая лента, 2  застёжки – молнии, 4 коробочки с фурнитурой (крючки, петли, кнопки, пуговицы). Магнит. Одежда, вырезанная из картона (юбка, брюки, майка – для каждого ребёнка) с прорезанными «дырками».

Заплатки – плоские пластмассовые фигуры, соответствующие, формой, цветом и размером «дыркам» на одежде, 2 заплатки – не подходящей формы. Маленькие непрозрачные мешочки – по одному для каждого ребёнка. Пушистая варежка.

Словарная работа: Пассивный словарный запас: отрез ткани, фурнитура, лекало, заплатка.

Активная лексика: одежда, ателье, швея, швейная машинка, сантиметровая лента, крючки, кнопки, пуговицы, шёлковое, ситцевый, трикотажная, меховая, шерстяные, драповое.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. Педагог обращается к детям:

- Ребята, всем людям приятно слышать о себе красивые, добрые слова, похвалу. Давайте посмотрим друг на друга, и каждый из нас скажет своему соседу слева приятные слова о том, как он сегодня одет. Похвалите в одежде соседа слева то, что вам больше всего нравится. Послушайте, как я похвалю одежду Лизы.

Лиза, мне очень нравится твоё платье, потому что оно чистое, отглаженное, на нём очень красивые бантики и кружево. А теперь Лиза  похвалит одежду Артема, который стоит от неё слева.

Каждый ребёнок хвалит какой-либо предмет одежды товарища. Когда все дети закончат, педагог спрашивает:

- Вы хвалили сейчас платья, шорты, футболки, носочки друг друга, а как все эти вещи можно назвать одним словом? (Одежда). Правильно, всё, что мы надеваем на себя, называется одежда. А вы знаете, откуда взялась ваша одежда? (Из магазина). А откуда она попала в магазин? (Выслушивает ответы).

Сейчас мы с вами пойдём туда, где шьют нашу одежду – в ателье.

(Пошли. Дети  подходят  к столам, на которых разложены отрезы ткани, коробочки с фурнитурой, швейная машинка, сантиметровая лента, лекала одежды. За одним из столов сидит швея).

-Здравствуйте, скажите  пожалуйста, где  мы  сейчас  находимся  и  как называется  ваша  профессия?

Швея: - Здравствуйте, вы пришли в ателье. Ателье – это место, где шьют одежду. Моя профессия называется «швея». Я работаю в этом ателье и шью такую же одежду, как та, что надета на вас. В каждом городе есть несколько ателье, в котором работает швея, и не одна. Людей в городе много, сшить столько одежды одной швее не под силу. Поэтому во многих ателье работают многие швеи, и, так же, как и я шьют из ткани одежду.

Посмотрите: из тонких тканей я шью летнюю одежду. Например, вот из этого шёлка я сошью шёлковое летнее платье, вот из этого ситца – лёгкий летний ситцевый сарафан, вот из этого трикотажа – летнюю трикотажную футболку. Из тёплых толстых тканей я сошью тёплую зимнюю одежду.

Из меха – меховую зимнюю шубу, из шерсти – тёплые шерстяные зимние брюки, из драпа – зимнее драповое пальто. У меня есть помощники в работе: сантиметровая лента помогает мне снимать с человека мерку, чтобы сшитая мною одежда пришлась точно впору. Лекало нужно мне, чтобы приложив его к ткани, я нарисовала на ней будущие детали одежды.

Ножницами я вырежу эти детали. Потом с помощью иголки, нитки и швейной машинки сошью из отдельных деталей целую вещь. (Слова сопровождаются демонстрацией действий).

Педагог:  Давайте скажем швее спасибо за интересный рассказ. Вы запомнили, какие помощники есть у швеи? Как называется её машинка? Кто работает в ателье и шьёт нам одежду?

А сейчас, давайте посмотрим, сколько красивой одежды уже сшила швея. Посмотрите, на вешалке вперемешку висит зимняя и летняя одежда, а наша швея так занята шитьём новой одежды, что, наверное, ей некогда даже навести порядок. Давайте сделаем ей приятное, развесим на вешалке летнюю одежду отдельно от зимней.

Педагог берёт какой-либо предмет одежды, спрашивает у детей:

 - Майка из трикотажа, значит она какая? (Трикотажная, летняя).

-Шуба из меха, значит она какая? (Меховая, зимняя) и т.д.,

(зимняя одежда вешается на одну сторону штатива, летняя – на другую.)

Педагог: Вот как хорошо! Теперь покупатели легко найдут нужную им вещь. (Находит ножницы с приставшим к ним магнитом). Ой, что это? Разве место ножницам среди одежды? А на них ещё что-то есть.

Швея: Вы нашли мои ножницы? Большое спасибо! Я нечаянно их потеряла и долго не могла найти (Забирает ножницы у педагога, прячет).

И как красиво и правильно вы развесили всю одежду! Какие молодцы! А это магнит. Это тоже мой помощник. Он помогает мне отыскивать и собирать разные мелкие предметы: иголки, булавки, крючки, кнопки, пуговицы.

Педагог:  Ребята, а вы знаете, для чего нужны на одежде крючки кнопки, пуговицы? (Чтобы застёгивать).

Давайте посмотрим, что может магнит.

На стол высыпаются из коробок предметы фурнитуры, дети с помощью магнита собирают их, попутно приходя к выводу, что магнит притягивает только железные вещи, а пластмассовые, тканевые, деревянные – нет. После того, как фурнитура сложена обратно в коробочки, педагог предлагает игру:

- Давайте попробуем на слух угадать, что в какой коробочке лежит. Послушайте внимательно, так звучат маленькие  пластмассовые  пуговицы, так – крючки, так – кнопки, так – большие деревянные пуговицы (Проводится  игра «Оркестр»).

Педагог: А вы знаете, что в ателье не только шьют новую одежду, но и ремонтируют нечаянно порванную.

Посмотрите, сколько на столах одежды, нуждающейся в починке!

Помните, как обрадовалась швея, когда мы помогли ей отделить летнюю одежду от  зимней? А представьте, как она будет рада, если мы поможем ей починить порванную одежду, поставить на неё заплатки.

Садитесь за столы. Чтобы нам было веселее работать, давайте превратим работу в игру. Возьмите мешочек с заплатками и постарайтесь, не заглядывая в мешочек, на ощупь подобрать заплатку, подходящую к каждой дырке. Играйте честно, не подглядывайте! Ваши ловкие пальчики сами, без помощи глаз сумеют нащупать нужную заплатку

 Игра «Узнай фигуру».

Рефлексия: - Какие вы молодцы! Вы запомнили, где мы с вами были?

Кто работает в ателье? Что делает швея?

Какие у неё есть инструменты – помощники?

Для чего нужна сантиметровая лента?

Какие предметы можно собрать с помощью магнита?

А деревянные (пластмассовые) он притягивает?

Какая бывает одежда?

Что пришивают на одежду, чтобы она застёгивалась и лучше держалась? (Выслушивает ответы после каждого вопроса).

Я рада, что вы так много всего запомнили! Обязательно расскажите родителям о нашей сегодняшней экскурсии!

А сейчас давайте поиграем. Посмотрите, я увидела в ателье вот такую пушистую варежку (шапку с помпоном). Швея разрешила нам поиграть с ней. Сейчас я буду подходить к каждому из вас. Тот, к кому я подошла, закроет глаза и попробует почувствовать, до какой части его лица или тела я дотронусь пушистой варежкой (помпоном шапки).

Дети прощаются со швеёй, уходят.