Конспект экскурсии "В гости к белкам"
Конспект экскурсии
с детьми подготовительной группы
«В гости к белкам»
Воспитатель: Осипенко О.В.
Цель: развивать познавательный интерес у детей к животному миру.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить знания детей о белках;
-пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями;
-познакомить с загадкой о белке и пословицами.
Развивающие:
-формировать умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
-развивать связную речь, активизировать словарь детей: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к природе родного края.
Предшествующая работа:
-рассматривание альбома «Дикие животные»;
- беседа на тему «Времена года»;
- загадывание загадок о диких животных;
-чтение рассказов из книги «С любовью к природе»;
-дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», «Лото»;
-предварительное обследование места экскурсии, приготовить корм для белок (свежие семечки, орешки).
Ход:
Воспитатель: Ребята, наступила осень, листья с деревьев облетели, становится все холоднее. Люди активно готовятся к зиме. Каким образом?
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит сейчас в лесу? Что делают звери? Как они готовятся к зиме? (рассказы детей)
Воспитатель: Верно, звери делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне, например медведи. Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме.
Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаѐнном, малодоступном месте. Чаще всего - под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон.
Заяц перед наступлением зимы меняет серую шкурку на белую.
Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берѐзы.
Ёж к холодам накапливает жир. В ясные осенние дни ѐж готовит себе тѐплое гнездо для зимовки. Ночью и днѐм таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ѐж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
Белки.... Я предлагаю сходить в лесопарк к белкам в гости и понаблюдать за их подготовкой к зиме.
Вспомнить правила поведения в лесу.
Дорога в парк.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа.
Послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали. (рассказы детей).
Воспитатель: Посмотрите, вот и белки пришли полюбопытничать, какой мы принесли им гостинец.
Положите семечки в кормушку и тихонько отойдите в сторонку, чтобы
понаблюдать, что они будут делать.
(Отойти и понаблюдать, как белки едят и прячут семечки)
Воспитатель: Как вы думаете, почему белки не все съедают? Зачем они прячут их?
Рассказ воспитателя:
Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия.
Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром в народе еѐ называют хлопотуньей. В конце лета и осенью белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками.
Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки.
Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.
Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется.
Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.
Весной и летом шубки на белках рыжевато-золотистые, к зиме мех становится серебристо-серым, густым, теплым.
Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата.
Бельчиха – мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.
Воспитатель: Ребята, а где живут белки?
Воспитатель: В народе укрепилось мнение, что живут белки в дуплах. Посмотрите вокруг ребята, есть ли вокруг деревья с дуплом, в котором могла бы спрятаться белка?
(дети расходятся и ищут такие дупла, затем по сигналу воспитателя возвращаются назад и рассказывают о своих изысканиях)
На самом деле белки живут в гнездах. Найдя укромное место в развилках густых хвойных деревьев, белка сплетает из тонких веточек гнездо. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими руками, она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар с боковым отверстием для входа.
Беличье гнездо называется гайно. На всякий случай белочка сплетает не одно гнездо, а два или три гнезда, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат.
Белочка устилает гайно мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.
Есть в лесу у белки тайна –
круглый дом на ветках – гайно.
Не досталось ей дупла –
белка дом сама сплела!
Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Иногда белка
приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
Воспитатель: Про белок в народе ходит много пословиц.
Как вы их понимаете:
- Крутиться как белка в колесе.
- Охотник вверх смотрит, а белка — вниз.
- Белка хвостом живет.
(Воспитатель обобщает ответы детей)
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.
-Что нового вы узнали?
-Что понравилось?
- Что еще хотели бы узнать о белке?
Работа после экскурсии:
1.Предложить детям собрать интересные факты о белке.
2.Подобрать произведения русских писателей о белке.
3.Подобрать интересные иллюстрации и фото с белкой.