Опыты в снежной лаборатории снеговика Олофа /подготовительная группа/

29.12.2018 / Пивненко Елена Вениаминовна

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Интегративные задачи

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое отношение к зимним явлениям;

  • формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;

  • формировать целостные картины мира, расширение кругозора детей, знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения;

  • устанавливать элементарные причинно-следствен­ные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

  • обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, сне­гопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

  • расширять представления детей о свойствах снега и льда;

  • развивать диалогическую речь, мелкую моторику, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

  • воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, презентация; емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка; экран для проецирования; слайды с изображе­ниями снежинок, зимних забав; посылка, по две снежинки на каждого ребенка­.

Ход НОД

2. Загадка подскажет, чем мы с вами сегодня займемся:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима)

3. - Зимой очень красиво!

- А чем вы любите заниматься зимой на улице?

– О чем говорилось в начале загадки?

4.- Из царства льда и снега к нам пришел гость – снеговик Олоф. Ребята, Олоф приглашает нас в свою снежную лабораторию! Вы помните, что такое лаборатория? (где ставят опыты и эксперименты). Чтобы стать лаборантами, нам нужно надеть специальные шапочки. Снеговичок принес для нашей лаборатории секретные ингредиенты – сувениры из своего холодного царства, отгадайте, какие:

5.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)

(показать приготовленный снег в ведре)

6. Что же такое снег?

Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.
7. Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.

8. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки.

9. Как же образуются снежинки?

10. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительной красы звездочкой.

11. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

12. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

13. А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится.

14. -Давайте, как раз, разомнемся и слепим снеговика!

Физминутка с ускорением «Лепим снеговика»

Снег руками нагребаем, лепим, лепим ком большой.

Снег руками нагребаем, лепим, лепим ком другой.

Лепим руки, лепим ноги, чтобы бегал по дороге.

Лепим глазки, лепим бровки и длиннющую морковку!

15. - Какой же второй сувенир принес для нас снеговик Олоф?

Он сковал большую реку,

Ровный, гладкий — красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

Поскорей надеть коньки. (лед)

(показать приготовленный лед)

- Что же такое лёд и как он получается? (вода замерзает)

- Где его можно встретить?

16. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки — они сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег, какой он? (Ответы детей.)

Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.

17. Опыт № 2: «Определение прозрачности»

Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)

18. Опыт № 3: «Воздействие температуры»

Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.

19. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указатель­ным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

- Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)

Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза.

Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.

- Шутник Олоф загадал нам непростую загадку: можно ли с помощью нитки, не замочив рук, вынуть кубик льда из стакана с водой?

20. Опыт "Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

1. Опустим лёд в воду

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 

3. Насыпаем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. 

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

21.Физминутка «Танец Снеговика»

22. — Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?

Снег мягкий, а лед... (твердый).

Снег легкий, а лед…(тяжелый).

Снег белый, а лед... (прозрачный).

Снег легкий, а лед... (тяжелый).

23.-Каждый из вас хорошо потрудился

В этом сегодня я убедился

Снег и лед мои друзья,

Вы уважили меня!